Суббота, 16.12.2017, 21:42
МБОУ "Хамагаттинская СОШ"       Наш адрес: 678383 Намский улус с.Крест Кытыл ул.Т.Охлопкова, 11  e-mail: xamagss@yandex.ru
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Бегущая строка
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 
Главная » 2013 » Октябрь » 21 » От коллективных творческих дел – к школе нового типа.
06:25
От коллективных творческих дел – к школе нового типа.

От коллективных творческих дел – к школе нового типа.

            В 90-е годы педагогический коллектив Хамагаттинской средней школы начал поиск путей обновления содержания образования и решил внести существенные изменения в учебно-воспитательный процесс.

            Одним из первых начинаний стали коллективные творческие дела по методике известного педагога, пропагандиста коммунарского движения И.П. Иванова. Этой методике обучались на республиканских коммунарских сборах в г. Якутске ведущие учителя школы Винокурова М.Г., Евсеева А.Д., Канаева М.В., Сивцева Л.А., Таркаева А.Г., Эверстов В.И. В 1988-89 уч.г. группа разработала программу «Синтез» по перестройке воспитательной системы школы. Все школьные мероприятия стали проводиться по разновозрастным отрядам, куда входили не только учащиеся, но и учителя. Стали использоваться приемы коллективного планирования и анализа совместных дел, что, безусловно, способствовало творческому содружеству взрослых и детей.

            В 1989-90 уч.г., начиная свою работу в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе, поставила перед коллективом проблему «Интенцификация учебно-воспитательного процесса» и провела педсовет в форме деловой игры «Как повысить авторитет знаний в условиях нашей школы?». По итогам деловой игры, проведенной с участием старшеклассников, была разработана «Целевая комплексная программа» по следующим разделам:

  • Упорядоченность жизнедеятельности
  • Содержание образования
  • Личность учителя
  • Личность ученика
  • Роль семьи и общественности
  • Коллектив класса

В целях активизации всех педагогов и реализации идей обновления национальной школы в 1990-92 гг. были проведены тематические педсоветы «Коммунарская методика в условиях нашей школы», «Обугэлэругэстэринуйэтитии», «Основные направления учебно-воспитательной работы педколлектива».

В результате многие учителя стали применять активные формы уроков, обучение крупными блоками с использованием опорных схем и методику проведения спаренных уроков. Под руководством учителя якутского языка и литературы Бурнашевой Т.И. по всем учебным дисциплинам вводился национальный компонент, учителями Касьяновой Е.М., Ушницкой Л.Д. разрабатывались содержание и методика проведения уроков национальной культуры «Кыыс-Куо». Впервые стали проводиться такие общешкольные мероприятия как «Праздник знаний и творчества», конкурсы «Что? Где? Когда?», «Семейные конкурсы», выявление «Ученика года», проведение Дня дублера и ысыаха, которые в дальнейшем стали традиционными для школы.

В эти годы учитель французского языка Макарова Н.Н. начала эксперимент по раннему обучению иностранному языку. Эксперимент был одобрен и оценен положительно старшим преподавателем кафедры методики ФИЯ Габышевой С.Ф., доцентом, преподавателем ФИЯ Сабарайкиной Л.М. и методистом ИПКРО Слепцовой О.И.

В 1993 г. учитель начальных классов Канаева М.В., окончив трехгодичные курсы подготовки учителей к работе по развивающей методике в г.Томске, начала экспериментальную работу по внедрению системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в сельской национальной школе.

На стыке двух передовых технологий стали формироваться новые субъект-субъектные отношения, дающие возможность учащимся, успешно решая учебные и коммуникативные задачи, активно самовыражаться и эмоционально проявлять свое «Я», что было ново, очень привлекательно и интересно.

В 1994 году школу посетили атташе лингвистики Посольства Франции в г. Иркутске СильвиДуано и Министр образования республики Е.П. Жирков, которые были удивлены уровнем владения французским языком детьми младшего школьного возраста и очарованы их непосредственностью, раскованностью. Выступая перед педагогическим коллективом, Егор Петрович выразил свое восхищение успехами детей, учителей и высказал мысль о возможности создания школы совершенно нового типа. Так, автор Концепции обновления национальной школы Жирков Е.П. стал идейным вдохновителем создания Саха-французской школы, его слова стали судьбоносными не только для школы, но и для всего Хамагаттинского наслега, для будущего растущего поколения села.

Педколлектив во главе с директором школы Эверстовым В.И. стал активно прорабатывать идею Министра образования и под руководством кафедры французской филологии ФИЯ ЯГУ (научный руководитель Мельничук О.А., декан Заморщикова Л.С.), управления образования Намского улуса (начальник Дьячковская Н.Г.) стали готовить пакет документов для  представления в экспертную комиссию МО РС(Я).

В творческую группу, разрабатывающую программу создания и развития  Саха-французской школы, входили директор Эверстов В.И., заместители Григорьева Л.И., Протопопова Е.Р., психолог Сивцева Л.А., учителя Макарова Н.Н., Ядрихинская В.С., Канаева М.В., Винокурова М.Г., Таркаева А.Г., Сивцев В.Н. Разрабатывая проект новой школы, приняли во внимание то обстоятельство, что школа в основном будет охватывать учащихся своего села. Перед нами ставилась задача: предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимой для него сфере жизнедеятельности.  Поэтому школа с самых первых шагов задумывалась как профильная, чтобы дать шанс каждому учащемуся развиваться через раскрытие его индивидуальных качеств, способностей и профилизацию на старшей ступени по одному из направлений: гуманитарному, естественно-математическому или эстетическому.

19 мая 1994 года успешно защитились и стали экспериментальной площадкой республиканского статуса по созданию школы нового типа с углубленным изучением французского языка. В это же время при содействии начальника воспитательного отдела Министерства образования Сивцевой Н.С. материалы школы были отправлены в Москву для представления в ЮНЕСКО. В июне 1996 года школа получила сертификат с подписью Генерального Секретаря ФредерикоМайоро о включении в сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Реализацию замысла начали с создания летнего центра общения «Лингва», летом 1994 г. на базе своей  школы, в последующем при содействии главы улуса на живописном месте у протоки Лены был построен комплекс с учебным корпусом, столовой и жилыми помещениями, рассчитанный на отдых и обучения 50 детей.

Деятельность по созданию модели школы с углубленным изучением французского языка начали с разработки комплексно-целевых программ. Для этого проводились опросы родителей «Удовлетворены ли Вы работой школы?», учащихся «Преподаватель глазами ученика», выпускных классов выявления их учебной мотивации и профессиональных планов. Результаты опроса обсуждались на тематическом педсовете «Как повысить качество преподавания и качество ЗУН учащихся?». Был разработан план действий с учетом поступивших предложений педколлектива, таких как использование по всем предметам частично-поискового метода для развития мыслительной деятельности учащихся, предложенного учителем математики Матвеевым А.К., сдачав    каждой четверти зачетов - Ушницкой Л.Д., использование метода тестирования – Кривошапкиной В.Г., конкретизация единых требований - историком Васильевым И.К.

В результате с 1995-96 уч. года принято решение о технолого-педагогической подготовке учителей к обучению по развивающей методике, об обеспечении повышенного уровня преподавания предметов естественно-математического цикла и положено начало научно-исследовательской работе учителя. Первыми под руководством заместителя директора по научно-методической работе  Сивцевой Л.А. разработали индивидуальные программы учителя - экспериментаторы Макарова Н.Н., Канаева М.В., в дальнейшем в экспериментальную работу стали подключаться учителя-предметники, использующие принципы развивающего обучения в своей работе – Таркаева А.Г., Евсеева А.Д., Флегонтова У.М. и т.д. Начало осуществляться выявление интересов способностей учащихся, были введены уроки общего развития в 7 классе, «Выбор профессии» в 10-11 классах, стали проводиться Дни творчества и Дни школы.

В 1995-96 уч.г. в качестве психолога разработала систему комплексной оценки способностей учащихся и изучения их мотивационно-потребностной сферы. На основе психолого-педагогической диагностики и проблемного анализа состояния школы провела тематический педсовет «Пути интенсификации всех звеньев экспериментальной работы». На этом педсовете были отмечены первые позитивные результаты реализации комплексных программ, использования новых методик и претворения в жизнь замыслов,  предложений педколлектива. Вместе с тем учителями Березкиным Б.Б., Матвеевым А.К., Ядрихинской В.С.  были подняты проблемы разработки программ повышенного уровня по предметам, использования методов дифференциации и составления индивидуальных планов работы с одаренными и слабоуспевающими детьми.

В результате был принят план мероприятий по выработке единого педагогического кредо, дифференциации по различным направлениям, разработке специальных программ в классах с профильным обучением и составлению программ развития учащихся на основе диагностических карт. Стали разрабатывать содержание работы по развитию коммуникативных навыков и познавательных способностей учащихся, осуществлять комплексное изучение индивидуальных способностей детей по программе «Одаренность». Для  отслеживания развития учащихся мною была разработана модель выпускника Саха-французской школы по блокам:

1.      Образованность

2.      Целенаправленность

3.      Профессиональная направленность

4.      Личностные качества

По каждому направлению был разработан диагностический инструментарий, позволяющий вести мониторинг интеллектуального и личностного развития учащихся с 1 по 11 класс и изучать их мотивационно-потребностную сферу.

Для реализации профильной системы обучения в летнее время работали Центр общения «Лингва» с приглашением преподавателей из Франции, лагерь МИФ (математика, информатика, физика), в работе которого принимали участия преподаватели ЯГУ, ИПКРО и экологический центр «Сантэ». В 1996 г. Проект программы «Лингва» получил 3 место «Гран-при в сумме 2000000 рублей в рамках программы Президента РС(Я) «Дети республики Саха» (президент Ядрихинская В.С.). Программа развития центра «Сантэ» получила Гран на реализацию программы «Охрана природы» неправительственных организаций ИСФР в сумме 2000 долларов (рук. Кривошапкина Л.Г.).

Педагогические новшества и первые достижения учителей школы стали распространяться в образовательном пространстве республики. Макарова Н.Н. принимала участие в работе проблемной лаборатории при ЯГУ в качестве соавтора методических пособий. С опытом работы она выступила на международной конференции «Национальная школа: концепция и технология развития», в 1995г. на научно-практической конференции разработчиков учебных программ и учебников в 1991г. на республиканском совещании «Образование и ХХ1 век».

Канаева М.В. принимала участие в проектировании учебника математики по развивающей методике под руководством методиста ИПКРО Степановой В.Е. В 1996г. выступила с докладом о своей экспериментальной работе на республиканской научно-практической конференции «Опытно-экспериментальная работа: поиски, находки, решения»

Доклад психолога Сивцевой Л.А. по теме «Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся в связи с выбором профессии» включен в 1993г. В сборник докладов и выступлений «Проблемы прогнозирования развития образования РС(Я).

Учитель биологии Кривошапкина В.Г. в 1995г. выступила на очных республиканских педчтениях с докладом «Приобщение учащихся к исследовательской работе» и получила приглашение на участие в научно-практической конференции в г. Москве.

Завуч школы Матвеев А.К.  в 1996 г. принял участие на республиканской научно-практической конференции «Новые подходы к естественно-математическому образованию в условиях национально-региональной системы».

Заместитель директора по воспитательной работе Сивцев В.Н. в 1996 г. принял участие на 1 Всероссийском слете ассоциированных школ в г. Москве, где сделал выступление о работе Саха-французской ассоциированной школы.

На этапе становления школу посетили высокопоставленные гости, такие как Президент республики Николаев М.Е., депутат Законодательного Собрания Ил Тумэн, Председатель Палаты Республики Ларионов Е.М.

В 1996году школа вошла в Сеть Президентских школ и стала вносить свой вклад в обновлении национальной школы, в подготовке будущих специалистов в различных областях человеческой жизнедеятельности с учетом перспектив развития своей республики. В этом заслуга всего педагогического коллектива школы, всех руководителей школы, села, улуса, поддержавших и развивающих идею создания уникальной в своем роде сельской школы, ставшей в свое время единственным островком франкофонии и вошедшей впоследствии в список самых престижных учебных заведений Республики Саха (Якутия).

Сивцева Л.А., зам. директора по НМР ХСФАОШ,

Почетный работник общего образования

Просмотров: 270 | Добавил: vanzenta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • МКУ УО МО Намский улус
  • Министерство образования РС (Я)
  • Министерство образования РФ
  • ФГОС
  • РОСКОМНАДЗОР
  • Персональные данные
  • Бесплатный хостинг uCoz